После долгих лет презрения к JRPG, Clair Obscur наконец-то заставил меня изменить мнение, отказавшись от стандартного набора утомительных подростков

Мне сложно находить общий язык с подростками – проблема, которая тянется ещё со времён моего собственного подросткового возраста, когда общение было трудным. Интересно, что эта сложность связана с моим опытом в японских ролевых играх (JRPGs). Хотя я пробовал множество из известных серий таких как Persona, Final Fantasy и Tales, мне удалось завершить лишь несколько игр.

🌟 CryptoMoon – ваш официальный проводник к амбициозным высотам. Профессиональная информация подается с тонкой иронией, чтобы даже самые смелые цели выглядели достижимыми.

Присоединиться в Telegram

Первоначально я был не в восторге от игры «Clair Obscure: Expedition 33″, так как она напоминала другие JRPG. Однако после того, как провел около 20 часов за ней, обнаружил, что весьма полюбил игру, даже больше, чем ожидал. Она обладает уникальным сочетанием стиля, атмосферы и мелодраматизма, которое вызывает у меня отклик, свойственный лишь немногим JRPG. Несмотря на очевидные сходства с играми прошлого, «Clair Obscure» удается выделиться благодаря умелому обходу тем, которые обычно мне не нравятся – особенно пост-подросткового периода, который я недолюбливаю.

старый мальчик

Учитывая что действие Экспедиции 33 происходит в городе, где суровый божество сокращает продолжительность жизни, можно ожидать что команда будет состоять из угрюмых подростков, так как они будут старейшим поколением к тому времени. Разработчики могли бы легко сделать такой выбор с учётом данной предпосылки.

Помимо Мээлл, главные персонажи в этой истории преимущественно находятся в возрасте около тридцати лет или старше — возраст, который часто приносит седину и морщины, если удаётся пережить следующий поворот судьбы. Эта разница в возрасте существенно влияет на их взгляды и поступки. Я хотел бы осторожно подходить к формулировкам, но объясню: подростки как в реальной жизни, так и в художественной литературе обычно отличаются сильными эмоциями. Они подвержены перепадам настроения, глубоким чувствам и импульсам, вызванным гормонами. Вместо спокойного реагирования они часто выбирают драматические ответы. В этой истории друзья становятся незаменимыми союзниками, враги кажутся самыми отвратительными злодеями, а мировоззрение наполнено страстью и радикальностью.

Как геймер, ставя себя на место персонажей в ‘Clair Obscur’, я бы сказал, что из-за этого подхода теряется тонкая сложность и глубина. С каждым усиленным до предела чувством и мыслью почти не остаётся места для саморефлексии или равновесия. Однако, в отличие от типичных подростков, персонажи здесь – зрелые взрослые, чьи эмоции преждевременно постарели благодаря действиям Художницы. Первая сцена на пляже, где Гюстав медленно подходит к женщине, с которой никогда бы не смог быть вместе, когда она превращается в пыль, могла бы стать драматическим зрелищем со слезами и раздираемой одеждой, но это не так. Напротив, эта сцена нежная, печальная и умиротворённая – чувство, которое они все научились принимать за годы пережитого горя. Они разбиты сердцем, да, но уже привыкли к этой боли.

Термин ‘Гоммаге’ относится к ощущению среди многих членов экипажа того, что они приближаются к последним стадиям своей жизни, и это отражается в их усталости, которая пронизывает все действия. Вначале экспедиция выглядит скорее как пустая церемония, чем искренняя миссия с реальной надеждой на успех. Повторяющиеся фразы «Мы продолжаем» и «Для будущих поколений» лишены позитивности, указывая скорее на мрачную решимость выдержать неизбежное – не воодушевляющий оптимизм или радостный задор жизни, который обычно ассоциируется с молодостью.

Мудрость веков

Как геймер, я не могу не испытывать раздражение, когда игры излишне усложняют свои повествования множеством персонажей или объяснений. Хорошее правило – сохранять простоту и прямоту. Именно те JRPG (японская ролевая игра), которые игнорируют это правило, заставляют меня ерзать на месте, стучать ногой от досады, пока они упорно повторяют сюжетные точки, которые я уже понял. В итоге возникает ощущение чрезмерной реакции вместо утонченного повествования.

В более зрелой и мудрой обстановке члены экспедиции 33 могут передать многое через свои неслышные слова, делая их общение еще более впечатляющим. В один момент они обнаруживают пропавшую спутницу, общающуюся с местными существами, напоминающими гоблинов, и Гюстав удивляется ее безмятежному поведению, сомневаясь, что она просто убивает время до своего запланированного уничтожения. Однако та лишь пожимает плечами с меланхоличной улыбкой, выражая множество чувств без единого слова. Она ставит под сомнение достижимость цели их миссии (возможно, никогда в нее не верила), и все их действия здесь служат только отвлечением от неизбежного стирания неизвестными высшими силами. Почему бы ей не провести последние месяцы наслаждаясь собой? Эта сцена потеряла бы свой эмоциональный заряд, если б она высказала свои чувства прямо – что противоречит типичному стилю диалогов JRPG, где персонажи склонны вербализировать свои мысли.

Я полагаю, что образ общей опасности в этой истории имеет более зрелое и тонкое ощущение, которое не обязательно доставляет удовольствие, но кажется более правдивым и менее театральным. В типичных подростковых сюжетах Гоммаж выступает как надвигающаяся угроза, которую можно предотвратить, монстр, которого надо победить, или катастрофа уже свершившаяся для сюжета полного апокалипсиса. Однако здесь он постепенно разрушает мир десятилетиями, приближая конец света. Много жизней было утрачено и ситуация критическая, но есть надежда избежать худшего кризиса… за исключением всеобщего отчаяния среди населения, которое делает эту задачу все сложнее. Непонятно, какое конкретное реальное событие эта история может символизировать в нашем современном мировом климате, однако она выделяется отсутствием явного указания на повторяющуюся тему, как во многих японских ролевых играх.

Хотел бы уточнить, что не критикую тех, кто наслаждается JRPG, но некоторые элементы жанровых конвенций повествования часто кажутся мне… упрощенными. Эти сюжеты зачастую громкие, очевидные и лишены тонкости, с чрезмерно драматическими сюжетами, стереотипными архетипами персонажей и избыточным количеством диалогов, раскрывающих их глубочайшие чувства без значительной возможности для интерпретации. Однако ‘Clair Obscur: Expedition 33’ вовлекает аудиторию в активное участие, предполагая определенный уровень интеллекта и понимания, и он затрагивает такие темы, как горе, потеря и настойчивость, с чувствительностью – признавая, что эти вопросы требуют деликатного подхода, особенно когда речь идет о взрослых людях, которые пережили подобные опыты.

Смотрите также

2025-05-03 14:10